Основная информация
Кельнский собор - сохранившийся памятник цивилизации, служивший местом паломничества туристов со всего мира. Он поражает воображение и умы людей.
В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства.
Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.
Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней - рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.
Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремленные ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, Кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершенным стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы на южной башне были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью оставлена.
В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. В 1862 году уже могли быть установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки.
Однако и после этого торжества строительство продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года работы начали с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.
Вход в собор бесплатный. Первое впечатление от увиденного незабываемо. Вы будто попадаете в другой мир, в чужое измерение. Здесь нет мирской суеты и на мгновение время останавливается. Пребывание в соборе - часы особенного счастья, полной гармонии. Кельнский собор - это сам по себе целый город, по его нефам и капеллам можно гулять целый день. Отличная акустика и умиротворяющие волшебные звуки органной музыки погружают вас в иную, незнакомую атмосферу.
Кельнский собор - это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей. В соборе хранятся сокровища, которые просто невозможно перечислить и назвать их цену. Среди них, в первую очередь, следует упомянуть такие памятники средневекового искусства, как ряды деревянных скамей на хорах (на 104 места, они самые большие в Германии), фрески над ними, главный алтарь, 14 скульптур - Христос, Дева Мария и двенадцать апостолов на ограде хоров. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Окна королей, а также библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хоров, в боковой капелле, сохранились с 1280 года. 1310 годом датируются царские витражи в верхнем ярусе хоров. В осевом витраже сцена поклонения трех царей-волхвов Богоматери и младенцу Христу.
Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим действующим колоколом в мире является «Петер» - его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно - в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. За ним следует старинный колокол «Претиоза» («Изысканная»), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн и в свое время был самым большим в Европе. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола.
Если вам доведется побывать в Кельнском соборе, обязательно посмотрите на старинный город с высоты птичьего полета, поднявшись по узкой винтовой каменной лестнице и преодолев 509 ступенек. Отсюда, с высоты 100 метров, перед вами откроется великолепная панорама Кельна. Вы запросто сможете пересчитать все восемь мостов, раскинутых по Рейну. Современные постройки не будут казаться вам высокими по сравнению с монументальностью собора. Внизу кипит жизнь и все кажется каким-то маленьким, незначительным, бесценным. Здесь же, на высоте 100 метров, ты стоишь лицом к лицу с собором - с великим памятником архитектуры, которому теперь понятно каждое движение твоей души. Ведь собор - не кусок камня, а живое олицетворение вечности.
Внизу, на площади возле собора, своего рода культурный центр Кельна. Вы можете приобрести любой памятный подарок с изображением Кельнского собора. Не торопясь разгуливают толпы туристов, вокруг музыка, громкие детские голоса. Людей различных наций и вероисповеданий словно притягивает энергетика этого собора, доказывая, что Кельнский собор - достопримечательность не только Германии, но и всего мира.